Главная — Совет депутатов — Решения Совета депутатов/Тексты проектов решений Совета депутатов — Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений
Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений
Админ
19 ноября 2025
0
В соответствии со статьей 68 Устава города Москвы, правовые акты города Москвы, а также правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (муниципальные правовые акты), нарушающие права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, могут быть обжалованы ими в суде.
Судебный порядок обжалования правовых актов города Москвы, в том числе, нормативных правовых актов, правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего установлен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
1. В соответствии со ст.208 Кодекса, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований относятся к компетенции верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения (в городе Москве – Московского городского суда), рассматривающие данные административные дела в качестве суда первой инстанции.
При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих следующим требованиям: представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители — документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.
Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим установлены статьей 209 Кодекса.
2. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
При этом, право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.
Административное исковое заявление, по общему правилу, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Пропущенный по указанной или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями установлены статьей 220 кодекса.
3. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) префектуры административного округа города Москвы, управы района города Москвы, Многофункционального центра обслуживания населения при предоставлении государственных услуг утверждается в соответствующем административном регламенте. Заявитель может сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) должностных лиц органа власти, предоставляющего услуги, нарушении положений Регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики в орган власти, предоставляющий государственную услугу, и (или) в Контрольный комитет города Москвы по телефонам, почтовым адресам, адресам электронной почты, размещенным на сайте органа исполнительной власти города Москвы, предоставляющего государственную услугу, сайте Контрольного комитета города Москвы, Портале государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы.
- Главная страница
- Глава муниципального округа
- Совет депутатов
- Депутатская группа ВПП «Единая Россия»
- Порядок организации и осуществления личного приема граждан депутатами Совета депутатов
- Порядка проведения отчета депутата Совета депутатов
- Регламент Совета депутатов муниципального округа Нижегородский в городе Москве
- График приема населения депутатами Совета депутатами муниципального округа Нижегородский созыв 2022-2027 годов
- Сведения о постоянных комиссиях Совета депутатов
- Отчеты муниципальных депутатов
- Проекты повесток заседаний
- Общая информация о СД МО Нижегородский
- Решения Совета депутатов/Тексты проектов решений Совета депутатов
- Видеозаписи заседаний Совета депутатов
- Публичные слушания
- Мероприятия с участием депутатов Совета депутатов МО Нижегородский
- Отчеты главы управы Нижегородского района
- Отчеты городских организаций
- Важная информация
- Почетный житель внутригородского муниципального образования – муниципального округа Нижегородский в городе Москве
- Защита прав потребителей
- Программа Реновация
- ГОЧСиПБ
- Аккредитация СМИ
- ОВД Информирует
- Муниципальный финансовый контроль
- ПРИЗЫВ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, военный комиссариат (объединённый, Лефортовского района Юго-Восточного административного округа города Москвы)
- ПРОКУРАТУРА ИНФОРМИРУЕТ
- Правопорядок и безопасность
- МЧС информирует
- АГЗ ЮВАО
- НАЛОГОВАЯ информирует
- Антитеррор и общественная безопасность
- ОПОП
- Организационная структура
- Кадровый резерв
- Бюджет муниципального округа Нижегородский
- Результаты проверок
- Муниципальные нормативные правовые акты
- Экологическая безопасность
- Противодействие коррупции
- ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН
- Электронный дом
- Социальная сфера
- Диспетчерская служба районов (единая)
- ГКУ центр занятости населения
- Бесплатное обучение в ЦЗН
- Предоставление гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
- Защита прав потребителей
- Диспетчерская служба районов (единая)
- Мои документы (найти ближайший)
- Отдел социальной защиты населения Нижегородского района
- ГБУ Территориальный центр социального обслуживания города Москвы «Южнопортовый» филиал «Нижегородский»
- ГКУ центр занятости населения
- Бесплатное обучение в ЦЗН
- Защита прав потребителей
- Парковки
- Информационный раздел
- Установка шлагбаумов
- Программа реновации
- Поддержка предпринимательства
- Благоустройство на средства от платных парковок
- Муниципальные услуги
- Сведения о муниципальной услуге
- Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на вступление в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет»
- Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Регистрация уставов территориальных общественных самоуправлений»
- Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями–физ. лицами, не являющимися ИП, с работниками, регистрация факта прекращения трудового договора
- Муниципальный заказ (конкурсы аукционы)
- Нормативно-правовая база
- Бюджетный процесс
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
- Закон г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»
- Закон г. Москвы от 11 июля 2012 г. N 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы»
- Закон г. Москвы от 22 октября 2008 г. N 50 «О муниципальной службе в городе Москве»
- Полномочия
- Аппарат Совета депутатов
- Регламент аппарата Совета депутатов муниципального округа Нижегородский в городе Москве
- Сведения о должности лица, исполняющего полномочия руководителя аппарата Совета депутатов
- Сведения о структуре аппарата Совета депутатов
- Полномочия аппарата Совета депутатов
- Сведения о средствах массовой информации, учрежденных аппаратом Совета депутатов
- Муниципальные услуги
- Муниципальные правовые акты аппарата Совета депутатов
- Кадровое обеспечение аппарата Совета депутатов
- Сведения о работе с обращениями
- Нормативные правовые акты, составляющие правовую основу деятельности аппарата Совета депутатов: федеральные законы, нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты города Москвы
- Отчет руководителя аппарата Совета депутатов муниципального округа Нижегородский
- О районе
- Прокурор разъясняет 2022
Газета района
01 декабря 2025
0
31 октября 2025
0
26 сентября 2025
0