Изменения законодательства и другие новеллы

24 сентября 2023 0

      Новые правила оплаты выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 №1320 утвержден новый порядок возмещения из Фонда социального страхования России расходов работодателя на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, который вступил в силу с января 2022 года.

Как и ранее для возмещения указанных расходов страхователю необходимо предоставить в Фонд:

— заявление о возмещении расходов по форме, утверждаемой Фондом;

— заверенную копию приказа о предоставлении дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.

В течение 10 рабочих дней со дня получения документов территориальный орган Фонда принимает решение о возмещении расходов страхователю и в течение 2 рабочих дней со дня принятия указанного решения перечисляет денежные средства на расчетный счет страхователя.

В новом порядке изложены положения, касающиеся возможного отказа в возмещении расходов. Так, в качестве оснований для отказа предусмотрено обнаружение в ходе проверки Фондом того факта, что расходы на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами:

— произведены с нарушением закона;

— не подтверждены документально;

— произведены на основании неправильно оформленных документов.

Мотивированное решение об отказе в возмещении таких расходов выносится территориальным органом Фонда в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления страхователя.

Новые правила оформления листков нетрудоспособности.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.11.2021 №1089н утверждены новые условия и порядок формирования и выдачи листков нетрудоспособности.

С 01.01.2022 медицинские организации по общему правилу формируют электронные листки нетрудоспособности. Ранее такие листки выдавались только с письменного согласия пациента.

Электронные листки нетрудоспособности формируются в медицинской информационной системе либо региональной государственной системе в сфере здравоохранения, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Федеральной службой страхования Российской Федерации на безвозмездной основе, посредством внешних сервисов информационного взаимодействия медорганизации и сервисов единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Для формирования такого листка пациент должен предъявить паспорт (или аналогичный документ) и СНИЛС.

Право выдачи листка нетрудоспособности есть только у лечащего врача (кроме подразделений скорой медицинской помощи) – сроком до 15 дней или фельдшера (если на него возложены соответствующие обязанности), а также у зубного врача (если нет врача-стоматолога) – на срок до 10 дней.

Подробно регламентированы правила оформления и выдачи листков нетрудоспособности применительно к различным ситуациям, в частности:

— если пациент занят у нескольких работодателей,

— если пациент направляется на МСЭ,

— если пациент находится в отпуске,

— если пациент направляется в санаторий,

— если пациент – это больной член семьи,

— если введен карантин или имеется угроза эпидемии,

— если листок нетрудоспособности выдается в связи с беременностью и родами.

Перечислены категории пациентов, которым листок не открывается (например, студенты – они получают лишь справку для освобождения от учебы).

Бумажные листки можно будет выдавать только следующим лицам:

— пациенты, сведения о которых относят к государственной или иной охраняемой законом тайне;

— пациенты, в отношении которых приняты меры государственной защиты.

Об отмене обязательного техосмотра принадлежащих гражданам легковых автомобилей

Принят Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. №494-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Принят закон об отмене обязательного техосмотра принадлежащих гражданам легковых автомобилей и мотоциклов. При этом техосмотр остается обязательным:

— для транспорта, используемого в коммерческих или служебных целях;

— при постановке транспортного средства старше 4 лет на госучет или совершении с ним регистрационных действий в связи со сменой владельца;

— при совершении регистрационных действий в связи с изменением конструкции и (или) заменой основного компонента транспортного средства.

Кроме того, транспортные средства с действующей диагностической картой освобождены от проверок технического состояния в рамках госконтроля (надзора) за безопасностью дорожного движения. Исключение составляют случаи визуального обнаружения инспектором признаков технической неисправности, угрожающей безопасности дорожного движения.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Определен порядок оформления медицинских противопоказаний к вакцинации против COVID-19.

В информации Минздрава России от 18.01.2022 определен порядок оформления медицинских противопоказаний к вакцинации против COVID-19.

Закреплено, что перед проведением вакцинации все лица подлежат обязательному осмотру врачом-специалистом, по результатам которого принимается решение о вакцинации.

Решение об установлении медицинских противопоказаний к вакцинации против COVID-19 на срок до 30 дней включительно принимает врач-специалист (фельдшер, акушер) медицинской организации или врач-специалист (фельдшер, акушер), осуществляющий диспансерное наблюдение за пациентом. Решение об установлении медицинских противопоказаний на срок 31 день и более принимается врачебной комиссией.

Сведения о вакцинации или наличии медицинских противопоказаний к ней вносятся в медицинскую документацию — медицинскую справку, медицинский сертификат, сертификат о вакцинации.

 Можно ли взыскать моральный вред в случае затопления квартиры?

Моральный вред подлежит компенсации, если гражданину причинены нравственные или физические страдания действиями (бездействием), которые нарушают его личные неимущественные права либо посягают на принадлежащие ему нематериальные блага.

Моральный вред, причиненный потребителю, подлежит возмещению, в частности, исполнителем, уполномоченной организацией при наличии их вины.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги, выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества дома.

Если в результате ненадлежащего предоставления услуг, выполнения работ по содержанию общего имущества дома произошел залив квартиры, суд может обязать управляющую организацию, иных виновных лиц возместить потребителю моральный вред независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. При этом достаточным условием считается установленный факт нарушения прав потребителя.

Если отношения гражданина и причинителя вреда не являются отношениями между потребителем и исполнителем (уполномоченной организацией), возмещение морального вреда от нарушения имущественных прав при заливе квартиры не предусмотрено.

Моральный вред, вытекающий из причинения имущественного вреда гражданином, возмещению также не подлежит.

Вопрос о компенсации морального вреда может быть решен между причинителем вреда и потерпевшим во внесудебном порядке или в суде.

Взыскать компенсацию морального вреда можно путем подачи в суд иска о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, а также о взыскании компенсации за нанесенный моральный вред.

Пострадавший и причинитель вреда могут также заключить соглашение о возмещении морального вреда.

Разъяснены особенности предоставления родителям детей-инвалидов дополнительных ежемесячных выходных дней.

В информации Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) «О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами» разъяснены особенности предоставления родителям детей-инвалидов дополнительных ежемесячных выходных дней.

ФСС РФ отметил, в частности:

— не использованные в календарном месяце дополнительные оплачиваемые выходные дни не переносятся на другой месяц и их количество не увеличивается, если в семье более одного ребенка-инвалида;

— дополнительные выходные дни не предоставляются родителю в период очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Кроме этого, приведен перечень документов, которые необходимо направить работодателю для предоставления работнику, имеющему ребенка-инвалида, дополнительных выходных дней.

С января 2022 года банки и МФО обязаны возвращать гражданам социальные выплаты, если их списали за долги.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2021 № 444-ФЗ физлицо вправе подать кредитору заявление о возврате единовременных выплат, которые списали с банковского счета для погашения потребительского кредита или займа. Речь идет о выплатах из специального перечня, поступивших на счет с 1 января 2021 года до 30 апреля 2022 года включительно. Заявление можно направить, пока действует договор потребительского кредита или займа, но не позже 1 июля 2022 года.

Если гражданин воспользуется правом, кредитор обязан перечислить средства за 7 календарных дней с даты, когда получит заявление. При этом долг увеличат на сумму возврата.

От заявителя потребуют уплатить банку деньги в размере такой суммы и проценты, которые на нее успеют начислить. На исполнение обязанности отвели 7 календарных дней с даты возврата. В этот период долг в объеме вернувшихся социальных выплат и процентов на них нельзя считать просроченным. На него запретили начислять неустойку, штраф или пени.

Если возврат касается ипотечного потребительского кредита или займа, менять условия закладной не нужно.

В законе есть и другие положения. Например, с 1 мая для погашения долга нельзя списывать единовременные выплаты из того же перечня без дополнительного согласия заемщика в отношении конкретной выплаты.

 Сохранение прожиточного минимума гражданам-должникам.

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве, вступающими в силу с 01.02.2022, должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы. При этом должник-гражданин представляет документы, подтверждающие наличие у него ежемесячного дохода, сведения об источниках такого дохода.

Так, в заявлении должника-гражданина указываются:

— фамилия, имя, отчество (при его наличии), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, номер контактного телефона;

— реквизиты открытого ему в банке или иной кредитной организации банковского счета, на котором необходимо сохранять заработную плату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации);

— наименование и адрес банка или иной кредитной организации, обслуживающей банковский счет, реквизиты которого указаны в этом заявлении.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в 2022 году величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения составляет 12 654 рубля, для трудоспособного населения — 13 793 рубля, пенсионеров — 10 882 рубля, детей — 12 274 рубля.

Таким образом, гражданам-должникам гарантируется сохранение доходов в размере прожиточного минимума. Вместе с тем, необходимо помнить о заявительном порядке предоставления указанной гарантии и своевременно обращаться в соответствующие подразделения судебных приставов-исполнителей.

Изменения законодательства по страховым взносам.

Приказом ФНС России от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875 «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме» утверждена новая форма расчета по страховым взносам и порядок ее заполнения, которая начнет действовать, начиная с представления расчета за 1 квартал 2022 года.

Изменения в форме связаны с переходом субъектов Российской Федерации на прямые выплаты Фондом социального страхования (ФСС) расходов по больничным листам и иным социальным выплатам.

С 01.01.2022 у организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания, появится возможность применять пониженные тарифы страховых взносов.

Пониженная ставка 15 % (в том числе: 10 % — на пенсионное страхование, 5 % — на медицинское, 0 % — на случай временной нетрудоспособности) будет действовать в отношении начисленных в пользу каждого работника выплат, которые превышают минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленный федеральным законом на начало календарного года.

Основными условиями применения данной льготы являются:

— налогоплательщик относится к субъектам малого и среднего бизнеса в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

— основным видом деятельности, который содержится в ЕГРЮЛ / ЕГРИП, является «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» в рамках класса 56 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;

— среднесписочная численность превышает 250 чел.;

— сумма доходов в совокупности не превышает 2 млрд. руб.;

— удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составляет не менее 70 %;

— начиная с 01.01.2024 еще одним обязательным условием станет необходимость соблюдения работодателем условия о среднемесячном размере выплат в пользу сотрудников не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к деятельности по оказанию услуг общественного питания относится деятельность ресторанов, кафе, баров, предприятий быстрого обслуживания, буфетов, кафетериев, столовых, закусочных, отделов кулинарии при указанных выше объектах, а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание).

Услугами общественного питания не признается реализация:

— продукции общественного питания отделами кулинарии организаций и индивидуальных предпринимателей розничной торговли;

— продукции общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность;

— продукции общественного питания организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, либо занимающимся розничной торговлей.

Принят закон, устанавливающий особенности оказания медицинской помощи детям.

Федеральным законом от 30.12.2021 № 482-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которыми устанавливаются особенности оказания медицинской помощи детям. 

Согласно Федеральному закону лечащий врач в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему обязан проинформировать пациента (одного из его родителей или иного законного представителя) о применяемом лекарственном препарате, в том числе применяемом в соответствии с показателями (характеристиками) лекарственного препарата, не указанными в инструкции по его применению, о его безопасности, ожидаемой эффективности, степени риска для пациента, а также о действиях пациента в случае непредвиденных эффектов влияния лекарственного препарата на состояние здоровья пациента. 

Согласно поправок, при лечении детей может действовать иной, чем предусмотренный инструкцией по применению лекарственного препарата, порядок назначения и применения лекарственного препарата: в частности, препарат может назначаться и применяться по иным показаниям, в иной лекарственной форме и дозировке. Лекарственные препараты могут включаться в стандарты медицинской помощи детям и клинические рекомендации при условии регистрации таких препаратов на территории Российской Федерации и их соответствия требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Перечень заболеваний (состояний), при которых возможен такой подход, будет установлен Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом пациенты, страдающие отдельными тяжёлыми заболеваниями (состояниями), при достижении ими совершеннолетия вправе до достижения ими возраста двадцати одного года наблюдаться и продолжать лечение в медицинской организации, оказывавшей им медицинскую помощь при таких заболеваниях.

Закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования.

С 29 июня 2022 в России существенные изменения претерпят правила владения оружием.

Федеральным законом от 28 июня 2021 года N 231-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены ряд поправок, вступающих в силу с 29 июня 2022 года.

Так, оружие признается источником повышенной опасности.

Повышается с 18 лет до 21 года минимальный возраст, дающий право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, охотничьего оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны.

Исключением станут лица, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Граждане Российской Федерации, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами в местах традиционного проживания, а также граждане, занимающиеся профессиональной деятельностью, связанной с охотой, и работники юридических лиц с особыми уставными задачами. Указанные лица имеют право приобретать охотничье оружие по достижении возраста 18 лет.

 Право на приобретение газового оружия, спортивного оружия, охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом для занятий спортом, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, будут иметь граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

Гражданам Российской Федерации, получившим лицензию на приобретение гражданского огнестрельного длинноствольного оружия, до истечения первых двух лет владения таким оружием не разрешается приобретать в целях самообороны или охоты огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, имеющее более двух стволов или магазин (барабан).

Вводятся дополнительные основания для отказа в выдаче лицензии  на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия. Отказ получат граждане:

— имеющие снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также за умышленное преступление средней тяжести, совершенное с применением (использованием) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов;

— имеющие снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия;

— имеющие снятую или погашенную судимость за преступление террористического характера и (или) экстремистской направленности, а также за преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма;

— имеющие снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, совершенное с применением насилия в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней);

— два и более раза осужденные за совершение преступления;

— привлеченные к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания, а также привлеченным к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, — до истечения одного года со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

 Устанавливаются дополнительные обязанности для владельцев оружия:

— об утрате или хищении оружия, подлежащего учету в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, лицо, которое им владело на законном основании, обязано незамедлительно, но не позднее суток сообщить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия;

— собственник списанного оружия обязан уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган в двухнедельный срок со дня приобретения этого оружия для его регистрации;

— лица, владеющие на законном основании оружием, обязаны представлять оружие для осмотра, а также обеспечивать доступ к местам его хранения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом оружия, в целях выполнения контрольных функций.;

— владельцы огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов или револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, за исключением граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, а также проходивших службу в этих организациях и уволенных из них в запас или отставку с правом на пенсию, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием и представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган, выдавшие разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, документы, подтверждающие прохождение ими указанной проверки, а уволенные из этих организаций с правом на пенсию — документ, подтверждающий наличие у них стажа службы, дающего право на получение пенсии за выслугу лет.

Уточнен порядок помещения лиц, содержащихся под стражей, в психиатрический стационар.

Федеральными законами от 30.12.2021 № 491-ФЗ и № 500-ФЗ в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» внесены изменения, уточняющие порядок помещения и продления срока нахождения лиц, содержащихся под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.

Указанные решения принимает только суд по результатам судебно-психиатрической экспертизы с указанием срока, на который лицо помещается в такую организацию, и типа медицинской организации, соответствующего характеру и степени психического расстройства. Данные решения подлежат немедленному исполнению. При этом они могут быть обжалованы в апелляционном и в кассационном порядке.

Первоначально установленный срок помещения в стационар не может превышать 6 месяцев. В дальнейшем он может быть неоднократно продлен, но только в рамках предельного срока содержания под стражей.

Суд уполномочен устанавливать в отношении лица, помещенного в стационар, запреты на совершение отдельных действий: общение с определенными лицами, отправление и получение почтово-телеграфных отправлений, использование средств связи и сети «Интернет». Контроль за соблюдением данных запретов осуществляется администрацией медицинской организации.

Лицо, помещенное в стационар, не реже одного раза в месяц подлежит обязательному психиатрическому освидетельствованию комиссией врачей-психиатров, которая определяет состояние его здоровья и возможность проведения с ним процессуальных действий. Заключение о результатах обследования направляется орган предварительного расследования, суд, в производстве которых находится уголовное дело, в том числе для решения вопроса о необходимости дальнейшего пребывания лица, помещенного в стационар, в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь.

Ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к энергетическим компаниям

Согласно Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» с 1 января 2022 года вступили в силу изменения законодательства в части установки приборов учета электроэнергии.

На территории Российской Федерации начала действовать интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности) — совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к энергетическим компаниям, а именно:

— к гарантирующим поставщикам в отношении МКД и помещений в нем;

— к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке, а также нежилых помещений МКД, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества).

С 1 января 2022 года вступили в силу требования, предусматривающие установку «умных» приборов учета, которые станут ключевым элементом интеллектуальных систем учета энергии. 

Рядовым потребителям «умные» приборы учета позволяют онлайн следить за показаниями, при этом их можно проверить и на самом счетчике. Также данные в автоматическом режиме передаются в энергокомпании. 

Интеллектуальные приборы учета фиксируют уровень напряжения и частоту, позволяя тем самым потребителям следить за качеством электроэнергии. Кроме того, при интеллектуальном учете у потребителей появляется возможность дистанционной смены тарифа без замены прибора учета (существуют три группы тарифов на электроэнергию, разделенные в зависимости от времени потребления в течение суток).

С 1 января 2022 года установке подлежат исключительно интеллектуальные приборы учета. Выбор счетчика потребителями не предусмотрен.

Способ передачи данных при интеллектуальном учете будет выбирать сама энергокомпания, при этом утверждены минимальные функциональные требования к системе в целом и к приборам учета, а также предусматривается утверждение базового документа по безопасности передачи данных.

Операторы связи будут оштрафованы за нарушение запрета на подмену номера и отказ от блокировки номеров.

Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 480-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.  

Кодекс об административных правонарушениях дополнен статьей 13.2.1, которой введена ответственность за нарушение запрета на подмену номера и отказ от блокировки номеров.

В соответствии с принятыми поправками операторы связи должны передавать истинный номер абонента при передаче СМС, а также установлении голосовых соединений как в телефонной сети связи, так и в сети передачи данных. 

За нарушение установленных требований предусмотрен административный штраф для должностных лиц – от 30 тыс. до 80 тыс. руб.; для индивидуальных предпринимателей – от 200 тыс. до 500 тыс. руб.; для юридических лиц — от 500 тыс. до 800 тыс. руб.

Отказ оператора от блокировки номеров в случаях, предусмотренных законодательством, влечет   наложение административного штрафа на должностных лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей – от 400 тыс. до 800 тыс. руб.; на юридических лиц в размере от 600 тыс. до 1 млн руб.

Федеральный закон вступил в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений, которые будут действовать с 1 января 2023 г.

Внесены изменения в законодательство об охоте.

С 09.12.2021 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 11.06.2021 № 164-ФЗ в Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ введена ст. 27.1, которая регламентирует порядок замены стороны охотхозяйственного соглашения. Такая замена допускается на основании заключаемого соглашения о замене с согласия органа исполнительной власти субъекта РФ.

Кроме того, вышеуказанный Федеральный закон дополнен ст. 37.1, которая предусматривает порядок ведение реестра недобросовестных лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, и участников аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения.

В целях организации рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства уполномоченным федеральным органом исполнительной власти могут устанавливаться требования к минимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения, с учетом географических, биологических и экономических факторов.

Кроме того, в Федеральном законе от 24.07.2009 № 209-ФЗ установлен перечень случаев, когда по требованию юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее – ИП) в охотхозяйственное соглашение вносятся изменения в течение срока его действия.

Определено, что юридическое лицо или ИП, заключившие охотхозяйственное соглашение, по истечении срока его действия имеют право на заключение соглашения на новый срок без проведения аукциона.

Законодателем расширен перечень информации, распространяемой с нарушением закона, доступ к которой ограничивается.

Федеральным законом от 30.12.2021 № 441-ФЗ внесены изменения в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 3, 5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, к информации, доступ к которой ограничивается в порядке, предусмотренном статьей 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», отнесены ложные сообщения об актах терроризма, а также информация, содержащая обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность, предложение о приобретении поддельного документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей.

Кроме того, поправками закреплено право физических лиц размещать свои биометрические персональные данные в единой биометрической системе с применением пользовательского оборудования (оконечного оборудования) в установленном порядке.

Продлен срок «Дачной амнистии».

Федеральным законом от 30.12.2021 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» так называемая «Дачная амнистия» продлена до 01 марта 2031 года.

До 1 марта 2031 года применяется упрощенный порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены жилые дома, возведенные до 14 мая 1998 года в границах населенного пункта, и права собственности на которые у граждан отсутствуют.

Определен перечень документов, необходимых для предоставления гражданам в собственность бесплатно земельных участков, расположенных под такими жилыми домами, порядок государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки.

Также до 1 марта 2031 года продлевается срок действия упрощенного порядка оформления гражданами своих прав на жилые или садовые дома, созданные на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок.

Внесены изменения в сроки замены паспорта граждан РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.07.2021 № 1205 внесены изменения в положения постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828, в том числе касающиеся сроков замены паспорта гражданина РФ.

В настоящее время срок замены паспорта в связи с достижением 20 и 45 лет увеличен с 30 до 90 дней.

Также в настоящее время по желанию гражданина в паспорте производятся отметки: о регистрации и расторжении брака; о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста); о ранее выданных паспортах.

Необходимо отметить, что статьей 19.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина РФ без паспорта или по недействительному паспорту. Наказание за совершение названного правонарушения предусматривает штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Внесены изменения в статью 13.15 КоАП РФ.

Федеральным законом от 24.02.2021 № 14-ФЗ ст. 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 2.2.

Теперь за распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), либо производимых им материалов без указания на то, что соответствующее объединение является незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента, предусмотрен административный штраф на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 13.15 КоАП РФ, возбуждаются Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а рассматриваются судьями районных судов.

Изменен порядок об отменен простых доверенностей.

Приказом Минюста России от 10.12.2021 №245 №О внесении изменений в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, внесения в них сведений, в том числе порядок исправления допущенных в таких реестрах технических ошибок, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2020 №225» утверждено положение о реестре распоряжений об отмене простых доверенностей (простая доверенность – это документ, который дает право одному человеку действовать от имени другого или организации, не имеющий нотариального заверения). Он позволит доверителю или его представителю быстро известить третьих лиц об отмене документа. Реестр ведется с 29 декабря 2021 года.

Чтобы подать распоряжение, доверителю (его представителю) нужно будет заполнить интерактивную форму в личном кабинете https://lk.notariat.ru/ на сайте ФНП. В форме следует указать:

— полное наименование, ИНН или ОГРН, электронную почту доверителя, если он — российское юрлицо;

— Ф.И.О., дату рождения, серию и номер удостоверения личности, электронную почту доверителя, если он — гражданин;

— Ф.И.О., дату рождения, серию и номер удостоверения личности доверенного лица;

— дату выдачи, номер (если есть) и краткое содержание доверенности.

Если распоряжение подает представитель, к форме потребуют прикрепить машиночитаемую доверенность на его имя в формате XML (ее может изготовить нотариус). Ее нужно заверить квалифицированной ЭП доверителя.

Затем распоряжение надо подписать квалифицированной ЭП доверителя (представителя) и направить в единую информационную систему нотариата. Она проверит подпись и проведет форматно-логический контроль данных из распоряжения.

Если оно успешно пройдет проверку, его автоматически зарегистрируют в реестре по московскому времени и присвоят ему номер.

О регистрации или невозможности этой процедуры заявителя уведомят через личный кабинет.

Изменения вступили в законную силу с 01.01.2022.

Верховный суд разъяснил об ответственности за нарушение противопожарных правил в многоквартирных домах.

Определением Верховного суда Российской Федерации от 13.12.2021 N 310-ЭС21-15522 поставлена окончательная точка в вопросе о том, подрядчик или собственники отвечают за нарушение противопожарных правил в МКД.

Строительный подрядчик по договору с собственниками помещений в МКД выполнило фасадные работы. МЧС выявило, что для отделки использовали горючий материал. Исполнителю вынесли предписания об устранении нарушений противопожарных правил. Подрядчик обратился в суд.

Три судебных инстанции его поддержали, мотивировав это тем, что собственники помещений несут ответственность за состояние общего имущества. Они должны следить, чтобы при ремонте соблюдались требования пожарной безопасности. В данном случае собственники взяли на себя функции технического надзора, приняли работы без замечаний. Ведомство выдало предписания не тому лицу.

ВС РФ с решением не согласился. Техрегламент о требованиях пожарной безопасности запрещает использовать горючие материалы для отделки МКД. Это требование должен соблюдать подрядчик, который предоставил материалы и применил его при выполнении работ. Его не освобождает от ответственности контроль, осуществленный собственниками. Таким образом, подрядчиком нарушены противопожарные нормы.

Об изменениях в антикоррупционном законодательстве.

30 декабря 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2021 № 471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно документу, прокуроры при осуществлении контроля за расходами должностного лица, а также гражданина, ранее замещавшего соответствующую должность, расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вправе направлять запросы в кредитные организации об имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках получения расходуемых средств.

Изменения в порядке выезда из Российской Федерации несовершеннолетних граждан.

Федеральным законом от 01.07.2021 № 268-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Согласно внесенным изменениям с 12 июля 2021 года несовершеннолетний гражданин Российской Федерации может выехать за границу совместно с одним из его законных представителей, если другим законным представителем не подано заявление о несогласии на такой выезд.

Теперь для выезда несовершеннолетнего письменного согласия обоих родителей не требуется.

В случае, если несовершеннолетний гражданин выезжает из России без сопровождения своих законных представителей, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие одного из законных представителей на выезд. При этом в нотариально оформленном согласии могут быть указаны срок выезда и государство (государства), которое (которые) он намерен посетить.

© 2023. Официальный сайт муниципального округа Нижегородский