1) Изменились правила комплексной оценки нуждаемости при назначении некоторых выплат семьям с детьми и беременным женщинам
Данные правила применяются при назначении выплат на детей от 3 до 7 лет, выплат одиноким родителям на детей от 8 до 17 лет и ежемесячных выплат беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности.
В частности, с 1 апреля 2022 года при принятии решения о выплатах не учитываются: авто- или мототранспортные средства, а также объекты жилой недвижимости, находящиеся в розыске или под арестом; жилье, транспорт и имущество, приобретенные за счет средств целевых субсидий.
Также исключены и некоторые виды доходов при расчете среднедушевых доходов семьи – например, целевые средства на развитие собственного дела, средства маткапитала, полученные в денежной форме, налоговые вычеты и целевые средства, полученные в рамках господдержки для приобретения имущества.
2) Нововведения в трудовом законодательстве
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения, внесенные в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
С 1 марта 2022 года введено новое понятие, относящееся к полученным повреждениям на производстве.
Так, согласно ст. 226 ТК РФ, под микроповреждениями (микротравмами) понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, указанными в части второй статьи 227 ТК РФ, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности (далее - микроповреждения (микротравмы) работников).
Теперь, с 1 марта 2022 работодатель самостоятельно осуществляет учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к возникновению у работников микроповреждений (микротравм).
Для того, чтобы работодателем было начато проведение мероприятий по установлению причин и условий, способствовавших появлению микротравм, работнику необходимо обратится к своему руководителю при получении ссадин, ушибов мягких тканей и иных подобных повреждений, который в свою очередь зафиксирует происшествие, и после этого будут устанавливаться и рассматриваться причины возникновения полученных микротравм. Данные требования закона установлены ст. 226 ТК РФ.
3) Упрощена легализации домов советского и постсоветского периода.
В 2022 году начал действовать Федеральный закон от 30.12.2021 №478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - закон об упрощении оформления прав на старые дома (построенные до 14 мая 1998 года). Фактические владельцы домов, построенных еще при советской власти и в постсоветский период, не могут оформить в собственность свое жилье. Дом может числиться в документах колхозного или совхозного учета, в учетных документах БТИ, или вовсе нет ни документа, подтверждающего собственность.
Новый закон упрощает порядок оформления прав на такие дома и на участки, где они стоят. Участок должен находиться в границах населенного пункта, а земли должны принадлежать государству или муниципалитету. Для признания права собственности нужно будет предоставить любой документ, который подтверждал бы факт владения жильем — начиная от старой справки из БТИ, заканчивая платежками за коммунальные услуги. А чтобы оформить землю под старым домом, нужно чтобы дом еще стоял на этой земле.
4) Об отходах производства и потребления.
Вопрос: Можно ли выбрасывать люминесцентные лампы в контейнеры для твердых коммунальных отходов?
Ответ: Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242, относятся к отходам I класса опасности.
Согласно пункту 218 Санитарных правил 2.1.3684-21, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3, накопление промышленных отходов I класса опасности допускается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).
На полигоны твердых коммунальных отходов допускается принимать твердые коммунальные отходы, твердые промышленные отходы III - IV классов опасности и медицинские отходы класса А, а также классов Б и В после соответствующего обеззараживания, обезвреживания (пункт 244 СанПиН 2.1.3684-21).
Таким образом, запрещается сброс люминесцентных ламп в контейнеры для твердых коммунальных отходов, которые в дальнейшем направляются на полигоны твердых коммунальных отходов.
5) Соблюдение трудовых прав работников при принятии решения об оформлении простоя на производстве.
В соответствии с ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ простоем является временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
Работник обязан сообщить работодателю о начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным выполнение трудовой функции (ч. 4 ст. 157 ТК РФ).
Если работа приостановлена по инициативе работодателя, об этом необходимо известить работника, кроме этого работодатель обязан принимать все зависящие от него меры по прекращению простоя и предоставлению работнику возможности фактически исполнять трудовые обязанности, обусловленные трудовым договором (ст.ст. 22, 56 ТК РФ).
Период простоя не относится ко времени отдыха, поэтому работники обязаны находиться на рабочих местах. Однако работодатель может разрешить своим работникам не выходить на работу на время простоя, о чем издаются соответствующие приказ или распоряжение.
На время простоя работник может быть временно переведен на другую работу у того работодателя, с которым заключен трудовой договор. При этом временный перевод осуществляется на срок до одного года с письменного соглашения работника, а работа не должна быть противопоказана работнику по состоянию здоровья (ч.1 ст. 72.2 и ч.4 ст. 72.1 ТК РФ).
Работодатель вправе перевести работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в случае простоя, вызванного чрезвычайными обстоятельствами: катастрофой природного или техногенного характера, производственной аварией, несчастным случаем на производстве, пожаром, наводнением, голодом, землетрясением, эпидемией иди другими исключительными обстоятельствами, при которых под угрозу ставятся жизнь или нормальные жизненные условия населения. Вместе с тем перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника (ч.3 ст. 72.2 ТК РФ).
Отказ сотрудника выполнять работу, на которую он был временно переведен из-за простоя, возникшего вследствие чрезвычайных обстоятельств, признается нарушением трудовой дисциплины.
В случае приостановки деятельности руководитель организации издает приказ или распоряжение о дате начала и продолжительности вынужденного простоя. В данном локальном акте должен быть также отражен порядок оплаты периода простоя, а при необходимости - наличие или отсутствие обязанности работников находиться на рабочих местах.
Также при наступлении простоя работодатель обязан: установить причину простоя и сторону, виновную в его наступлении (работник, работодатель, третьи лица, обстоятельства, независящие от работника, работодателя, третьих лиц); оплатить время простоя по правилам ст. 157 ТК РФ.
Время простоя по вине работника ему не оплачивается (ч. 3 ст. 157 ТК РФ). В остальных случаях время простоя подлежит оплате.
За простой, возникший по вине работодателя, последний обязан выплатить работнику не менее 2/3 его среднего заработка (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Простой по причинам, не зависящим ни от работника, ни от работодателя, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки или оклада (должностного оклада), рассчитанного пропорционально времени простоя (ч.2 ст. 157 ТК РФ).
ТК РФ на время простоя не предусмотрена возможность предоставлять по инициативе работодателя вынужденные отпуска без сохранения за работником заработной платы. Согласно ст. 128 ТК РФ отпуска без сохранения заработной платы предоставляются лишь по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам на основании письменного заявления самого работника.
В случае выявления нарушения требований трудового законодательства предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ст. 5.27 КоАП РФ (Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
6) Установлен новый порядок признания лица инвалидом
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 установлен новый порядок признания лица инвалидом.
В частности, в постановлении предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится в бюро (главном бюро, Федеральном бюро):
- без личного присутствия гражданина,
- с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом по месту его нахождения,
- или дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий.
Данным постановлением признаны утратившими силу акты Правительства РФ, ранее регулировавшие аналогичные правоотношения.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2022 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
7) Пленумом Верховного Суда РФ актуализированы правила рассмотрения дел в упрощенном порядке
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2022 № 1 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» актуализированы правила рассмотрения дел в упрощенном порядке.
В частности, документом скорректированы положения о цене иска, который может рассматриваться арбитражным судом, судом общей юрисдикции в порядке упрощенного производства, а также уточнены категории дел, которые нельзя рассматривать в указанном порядке.
С учетом внесенных изменений к таковым отнесены в том числе дела, связанные с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов.
Предусмотрено исключение для дел по спорам, затрагивающим права детей, - споры о взыскании алиментов допускается рассматривать в порядке упрощенного производства.
Кроме этого, уточнены особенности рассмотрения апелляционных жалоб, представлений и кассационных жалоб на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, и установлено, что в силу части 2 статьи 229 АПК РФ арбитражный суд составляет мотивированное решение по делу, принятому в таком порядке.
8) Актуализирован порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом
Постановлением Правительства РФ от 06.04.2022 № 608 «О внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» актуализирован порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Так, в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2021 № 476-ФЗ, в Положении закреплены понятия «многоквартирный дом» и «дом блокированной застройки».
Также установлено, что межведомственная комиссия, осуществляющая оценку соответствия помещений и многоквартирных домов установленным требованиям, может принять решение об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания.
9) Внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, регулирующей ответственность субъектов предпринимательской деятельности
26.03.2022 на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон).
Данным Федеральным законом вносятся изменения в ряд положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующие вопросы привлечения к административной ответственности юридических лиц.
Так, внесенными изменениями уточняется порядок привлечения юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, в случае если за данное правонарушение привлечено к административной ответственности должностное лицо, иной работник данного юридического лица либо единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется статьей 4.1.2, регулирующей особенности назначения административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям и микропредприятиям.
Федеральный закон вступит в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования.
10) Вступили в силу изменения в Правила проведения экзаменов на управление транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений
1 апреля 2021 года вступили в силу изменения в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, а также новый Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утв. Приказом МВД России от 20.02.2021 № 80.
Основным нововведением стало то, что проверка первоначальных навыков управления транспортным средством на закрытых площадках в формате отдельного экзамена больше не проводится. Проверка навыков вождения происходит исключительно в условиях реального дорожного движения.
Для получения положительной оценки кандидату в водители необходимо продемонстрировать навыки безопасного управления транспортным средством в условиях реальной дорожной обстановки, набрав менее 5 штрафных баллов.
Также разъясняется, что конкретный экзаменационный маршрут кандидату в водители будет неизвестен: согласно поправкам, экзаменационные маршруты теперь представляет собой перечень дорог (их участков) и территорий, на которых проводятся практические экзамены.
11) Установлен мораторий на проверки IT-компаний
Правительством Российской Федерации 24.03.2022 принято постановление № 448 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Так, вышеуказанным постановлением предусмотрено, что в случае, если IT-компания включена в специальный реестр аккредитованных организаций, который ведет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, то для нее будет действовать трехлетний мораторий на проведение плановых государственных и муниципальных проверок.
Установлено, что в отношении контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, дата начала которых наступает после вступления в силу настоящего Постановления, контрольным (надзорным) органом, органом контроля принимается единое решение об их отмене в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, не завершенных на день вступления в силу настоящего Постановления, не допускается.
Выдача предписаний по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, не завершенных на день вступления в силу настоящего Постановления, не допускается.
12) 6 апреля вступил в силу закон, направленный на снижение административной нагрузки на социально ориентированные некоммерческие организации, малый и средний бизнес
Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлены особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесённым к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
В частности, установлены правила назначения административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, а также определены случаи назначения указанным лицам административного штрафа в размере, установленном для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Предусматривается, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности в случаях, если за те же действия (бездействие) привлечены к административной ответственности должностное лицо, иной работник данного юридического лица или единоличный орган управления, имеющий статус юридического лица.
Кроме того, Федеральным законом устанавливаются правила назначения административного наказания в случае, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два или более административных правонарушения.
13) Новое в законодательстве, связанное с особенностями оказания медицинской помощи детям
С 29.06.2022 вступают в силу изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон).
Согласно Федеральному закону лечащий врач в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему обязан проинформировать пациента (одного из его родителей или иного законного представителя) о применяемом лекарственном препарате, в том числе применяемом в соответствии с показателями (характеристиками) лекарственного препарата, не указанными в инструкции по его применению, о его безопасности, ожидаемой эффективности, степени риска для пациента, а также о действиях пациента в случае непредвиденных эффектов влияния лекарственного препарата на состояние здоровья пациента.
Федеральным законом также устанавливается, что при лечении детей может действовать иной, чем предусмотренный инструкцией по применению лекарственного препарата, порядок назначения и применения лекарственного препарата: в частности, препарат может назначаться и применяться по иным показаниям, в иной лекарственной форме и дозировке. Лекарственные препараты могут включаться в стандарты медицинской помощи детям и клинические рекомендации при условии регистрации таких препаратов на территории Российской Федерации и их соответствия требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Перечень заболеваний (состояний), при которых возможен такой подход, будет также установлен Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом пациенты, страдающие отдельными тяжёлыми заболеваниями (состояниями), при достижении ими совершеннолетия вправе до достижения ими возраста двадцати одного года наблюдаться и продолжать лечение в медицинской организации, оказывавшей им медицинскую помощь при таких заболеваниях (состояниях).
14) Продление лицензий
Срок действия лицензий и других видов разрешительных документов автоматически продлевается на 12 месяцев, а их получение или переоформление будет проходить по упрощённой схеме.
Мера затронет более 120 видов разрешений в том числе в таких важных сферах деятельности, как сельское хозяйство, промышленность, розничная торговля (включая торговлю подакцизными товарами), оказание услуг связи, услуги такси.
Также переносится на год необходимость прохождения подтверждения соответствия выпускаемой продукции. Это решение принято из-за технологических ограничений и необходимости переоборудования российских предприятий в условиях санкционного давления.
Госорганы наделяются полномочиями принимать решения о сокращении сроков услуг в сфере разрешительной деятельности, о сокращении обязательных требований или перечня документов, предоставляемых для лицензирования, об отмене оценки соответствия обязательным требованиям.
15) Ограничение уголовных дел по налоговым преступлениям
Усовершенствован порядок возбуждения уголовных дел о преступлениях, связанных с уклонением от уплаты обязательных платежей.
Изменения в Уголовно-процессуальный кодекс предусматривают возможность возбуждения уголовных дел следственными органами только по материалам налогового ведомства о возможном наличии в действиях налогоплательщика состава преступления. Эти нормы направлены на снижение нагрузки на предпринимателей в условиях сложившейся геополитической ситуации и западных санкций.
16) Несовершеннолетние старше 14 лет смогут самостоятельно зарегистрироваться на едином портале госуслуг
С 1 апреля для регистрации на портале несовершеннолетним нужно будет указать в интерактивной форме некоторые сведения о себе: Ф. И. О.; СНИЛС; пол; дату рождения; место рождения; реквизиты паспорта; адрес регистрации по месту жительства; номер телефона; адрес электронной почты. При наличии также можно указать ИНН и сведения о гражданстве.
Несовершеннолетних в возрасте до 14 лет зарегистрировать на портале смогут их законные представители через свою учетную запись.
17) Ответственность за неисполнение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по внесению гражданами платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.
Согласно ч. 4 ст. 181 ЖК РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов.
Собственники помещений, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты (ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ).
Кроме того, ч. 5 ст. 159 ЖК РФ предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
Таким образом, несвоевременная и (или) не в полном объеме уплата взносов может повлечь начисление пени, приостановление выплаты субсидии на оплату жилого помещения гражданам, имеющим право на ее получение, а также взыскание долга в судебном порядке с возложением на должника обязанности возмещения соответствующих судебных расходов.
18) Распространенные способы дистанционных хищений денежных средств и меры защиты от них.
В наше время представить жизнь человека без уже ставших привычными нам технических устройств, электронных средств платежа, Интернета и иных технологических достижений невозможно.
Их простота и доступность в использовании привлекают все большее число пользователей. Наряду с этим не отстают от них и преступники, использующие современные результаты научно-технического прогресса в своих криминальных целях и изобретающие новые способы дистанционного хищения денежных средств у граждан.
Как правило, эти преступления совершаются злоумышленниками с использованием социальной инженерии – методов обмана и введения людей в заблуждение с целью кражи денежных средств.
Традиционно мошенники звонят банковским клиентам под видом «службы безопасности банка» или «службы финансового мониторинга» и сообщают о том, что по карте якобы совершена подозрительная операция. Под предлогом спасения денежных средств они заставляют клиента совершить ряд действий, чтобы украсть деньги с его счета. Контактную и персональную информацию о клиентах злоумышленники получают, покупая «слитые» базы в даркнете (теневой сегмент интернета) либо находя их там же в свободном доступе. Также для убедительности они могут звонить с подменных номеров банков и других структур.
Преступники выманивают платежные данные карты (16-значный номер, имя владельца, срок действия и трехзначный код на обратной стороне, а также код из СМС от банка) либо обманом узнают данные для входа в личный кабинет.
Иногда мошенники в процессе звонка просят установить на телефон специальное приложение якобы для лучшей защиты — им оказывается программа удаленного доступа и управления, с помощью которой можно зайти в личный кабинет онлайн-банка жертвы и перевести оттуда деньги на свой счет. Программы удаленного доступа помогают не только украсть все имеющиеся деньги, но и оформить в мобильном приложении предодобренный кредит, если такой продукт предлагается клиенту, а затем вывести и заемные средства. Также во время звонка злоумышленники убеждают своих жертв снять деньги в банкомате и зачислить их на специальный счет для «спасения средств».
В последнее время стали появляться более сложные схемы: к звонкам от «банковских работников» добавились звонки от «правоохранительных органов», которые «подтверждают», что кто-то пытается украсть деньги клиента, поэтому их надо спасти путем перевода на «безопасный» счет.
В условиях пандемии и перехода многих процессов в онлайн-формат киберпреступники также активизировались в интернете.
Они рассылают поддельные письма от
магазинов, предлагая скидки на различные товары или создают копии сайтов
известных брендов. Таким образом они получают платежные данные карт, если
клиент вводит их на мошенническом сайте. При переходе по ссылке в таком письме
есть риск заразить устройство вирусом, который даст доступ ко всей информации
на нем.
Мошенники обещают интернет-пользователям крупную сумму выигрыша или выплаты, но
перед этим просят заплатить небольшую «комиссию» либо осуществить
«закрепительный платеж» (такой тип мошенничества называют скамом). Самыми распространенными
стали рассылка сообщений на тему различных социальных выплат, в том числе
связанных с коронавирусной инфекцией; создание сайтов с досками объявлений,
сервисами доставки или заказа еды и др.
Мошенники также создают поддельные сайты банков, чтобы узнать данные для входа в личный кабинет.
Чтобы не стать жертвой преступников необходимо соблюдать несколько простых правил.
Так в случае звонков от сотрудников банков, правоохранительных органов, которые просят предоставить персональную информацию или совершить какие-либо действия, рекомендуется сбросить вызов и перезвонить в свой банк по телефону, указанному на банковской карте или на официальном сайте. Работники банков и органов правоохраны не звонят с просьбой предоставить персональные данные или номера карт, не просят коды из СМС для отмены операции или подтверждения транзакции, не предлагают перевести деньги «для сохранности» на специальные счета или установить программы удаленного доступа и управления устройством.
Для безопасности в интернете рекомендуется пользоваться антивирусными программами, не переходить по ссылкам в сообщениях, содержащих щедрые предложения или присланных незнакомцами, при входе в интернет-банк обращать внимание на наличие в адресной строке https:// и значка закрытого замка (это означает безопасное соединение). При оплате товара в интернете необходимо обращать внимание на страницу платежной системы, на которую должен перенаправлять сайт продавца для ввода платежных данных. Также не следует перечислять деньги, не убедившись в благонадёжности последнего.
Если гражданин стал жертвой мошенников, необходимо сообщить об этом банку и заблокировать платежные средства, к которым мошенники могли получить доступ. Одновременно необходимо обратиться в полицию с заявлением о совершении противоправных действий.
19) Деньги чиновников, законность получения которых не доказана, решено обращать в доход государства
Федеральным законом от 6 марта 2022 г. № 44-ФЗ "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О противодействии коррупции» предусмотрено обращение в доход государства поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях денежных средств отдельных категорий лиц, которые обязаны отчитываться о доходах.
Речь идет о случаях, когда сумма средств превышает совокупный доход этих лиц за отчетный период и предшествующие ему два года и в отношении них не предоставлены достоверные сведения о законности получения.
Закреплен порядок проведения Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами проверки законности получения денежных средств. Урегулированы вопросы направления запросов в т. ч. в банки, налоговые органы, операторам, которые выпускают цифровые финансовые активы, в органы регистрации прав.
Нижний предел суммы средств (если не подтверждена законность их получения), при котором органы прокуратуры должны обратиться в суд с заявлением о взыскании в доход государства, установлен в 10 000 руб.
20) Внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
1 сентября 2022 года начнут
действовать положения ст. 78.2 внесены изменения в Федеральный закон от 10
января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Теперь средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного
окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений
обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном
возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам,
вследствие нарушений обязательных требований, зачисленные в бюджеты субъектов
Российской Федерации и местные бюджеты, направляются на выявление и оценку
объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по
ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории
субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов
накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные
мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и
восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству
природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде
вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых
при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие
нарушений обязательных требований (за исключением средств от платежей по искам
о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений
обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального
значения, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда,
причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований на
особо охраняемых природных территориях федерального значения), носят целевой
характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные указанной
статьей.
21) С марта 2022 года свидетельства о рождении стали электронными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2022. № 116 утвержден Приказ Минздрава России от 13.10.2021 № 987н «Об утверждении формы документа о рождении и порядка его выдачи» (вместе с «Порядком выдачи документа о рождении «Медицинское свидетельство о рождении»).
В соответствии с Приказом Минздрава России от 13.10.2021 г. № 987н принят новый порядок ведения федерального реестра медицинских документов о рождении в электронной форме: свидетельства о рождении, сведения о новорожденном и его матери, внесении изменений или исправлений в записи актов о рождении.
В силу указанного постановления с 1 марта 2022 года с согласия получателя медицинское свидетельство о рождении ребенка формируется в электронном виде.
Однако получатель вправе запросить изготовление документа в бумажном виде.
Согласно новым поправкам изменения коснулись содержания медицинского свидетельства. В нем теперь будут указываться данные документа, удостоверяющего личность матери и ребенка, ее СНИЛС и полис ОМС, фамилия ребенка.
Медицинское свидетельство в форме электронного документа выдается в день его регистрации в реестре электронных медицинских документов путем направления в личный кабинет одного из родителей на едином портале госулуг.
Данный документ является основанием для государственной регистрации рождения ребенка органами ЗАГС.
Таким образом, формирование свидетельств о рождении в электронном формате стало обязательным.
Обязанность по ведению реестра возложена на Минздрав России.
22) Порядок получения или замены паспорта гражданина РФ лицами, находящимися под стражей
Федеральным законом от 25.02.2022 № 28-ФЗ внесены изменения «О внесении изменений в статьи 7 и 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части порядка получения, либо замены паспорта гражданина РФ лицами, находящимися под стражей.
Так, подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, в числе прочего, имеют также право подавать через администрацию следственного изолятора заявление о выдаче (замене) паспорта гражданина РФ с приложением всех необходимых документов.
Администрация следственного изолятора осуществляет прием указанных заявления и документов и их направление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, для оформления паспорта гражданина РФ. Оформленный паспорт передается администрации следственного изолятора для приобщения к личному делу подозреваемого или обвиняемого. В случае отсутствия денежных средств на его лицевом счете расходы, связанные с оформлением паспорта, осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Одновременно закреплена обязанность лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, изымать у подозреваемого или обвиняемого паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий личность, для приобщения к их личному делу. Указанные документы возвращаются гражданину при его освобождении из-под стражи.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
23) С 01 апреля 2022 года введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве
Статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена возможность введения моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее – мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Его введение может быть обусловлено обеспечением стабильности экономики в исключительных случаях: при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и других подобных обстоятельствах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года № 497 с 01 апреля текущего года на 6 месяцев введён мораторий (запрет, приостановление) в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Указанные положения не применяются в отношении должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных на дату вступления в силу постановления.
В настоящий момент введение данной меры призвано предоставить возможность должникам справиться с текущими трудностями, укрепить материальное положение, найти новые источники дохода, а также поддержать компании и граждан, которые из-за последствий недружественных действий других стран оказались в сложной финансовой ситуации.
На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке; приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
24) Какая информация признается запрещенной на территории Российской Федерации
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Федеральный закон № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Статей 15 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Таким образом, размещение (опубликование) информации, в т.ч. в сети «Интернет», направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, запрещенной к распространению, является противоправным деяние, за которое на территории Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Статья 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Органы прокуратуры в соответствии с компетенцией направляют в суды административно-исковые заявления о признании информации запрещенной на территории Российской Федерации.
25) Как назначаются административные наказания за совершение нескольких административных правонарушений?
Федеральным законом от 26 марта 2022 г. №70 «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ» ст.4.4 КоАП РФ «Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений» дополнена частями 5 и 6, которые определяют порядок назначения наказания за совершение нескольких правонарушений.
Так, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Кроме того, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила ч.ч. 2 и 4 ст.4.4 КоАП РФ, а именно наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу более строгого административного наказания и также могут быть назначены дополнительные административные наказания.